Конференции
РЕЗОЛЮЦИЯ
III-го Международного Конгресса девиантологов
«Девиантология XXI столетия»
… Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется, –
когда изменимся мы, изменится мир…
Евгений Евтушенко. Ольховая сережка, 1975.
По инициативе президента Международной Ассоциации девиантологов, Академии Национального образования и Международной академии ювенологии Организационный комитет Конгресса, ссылаясь на российское законодательство, а также международные правовые акты, регулирующие в той или иной степени превенцию и профилактику девиантного поведения и преступлений среди несовершеннолетних и в отношении них,
— ссылаясь также на современные методические и методологические разработки в области девиантологии, социологии, криминологии и психологической науки, ювенологии и педагогики,
— признавая значимость проблем в подростково-молодежной среде, актуальность обеспечения и реализации превентивной практики, концентрации особого внимания всех органов системы профилактики, принятия эффективных комплексных мер, направленных на предупреждение совершения детьми и подростками противоправных действий,
— обращая внимание на необходимость соблюдения законности и методической корректности при осуществлении профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей,
— осознавая, что важной составляющей профилактики является межведомственное и внутриведомственное взаимодействие правоохранительных органов, образовательных организаций, социальных учреждений и семей, включение всех участников воспитательно образовательного процесса,
— будучи озабоченными статистическими данными по Российской Федерации о преступных девиациях несовершеннолетних и совершенных в отношении них,
— подчеркивая актуальность вопроса использования специальных знаний в области ювенальной психологии, педагогики и девиантологии как способа повышения эффективности превентивных тактики и мероприятий,
Во-первых, определяет понимание важности предотвращения девиантной преступности с участием несовершеннолетних в призме заботы о естественном резерве социального развития в масштабах мирового сообщества и рассматривает как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе и государстве в целом,
Во-вторых, понимает как основные следующие типы девиантного поведения: аутоагрессивное (самоповреждения, суицид, проституция), делинквентное (административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, вандализм, сквернословие в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан), зависимое (употребление психоактивных веществ, анорексия, булимия, аддикции отношений, клептомания, интернет-аддикции), и деструктивное (агрессивное) поведение, вплоть до криминализации и реализации насильственных преступлений в виде инструментальной агрессии (проявляется человеком для достижения определенной цели), и враждебной агрессии, (направлена на то, чтобы причинить человеку боль),
В-третьих, определяет вопросы ранней диагностики и соответственно профилактики аутоагрессивного и агрессивного поведения, как наиболее приоритетные к разрешению,
В-четвертых, заявляет о полном исключении дидактического и психологического насилия в учебных и образовательных учреждениях во всех его проявлениях,
В-пятых, указывает, что наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к детям, совершающим делинквентные формы девиации, в значительной степени позволяют не допустить формирования стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений,
В-шестых, постановляет консолидировать возможности правоохранительных органов, образовательных организаций, социальных учреждений, экспертов в области психологии и семей,
В-седьмых, настаивает, что концептуальной задачей консолидации является исключение и не повторение ситуаций, связанных с негативными поведенческими проявлениями,
В-восьмых, рекомендует для всех категорий обучающихся в образовательных учреждениях, вместе с советом профилактики, образование психолого-медико-педагогического консилиума, по сопровождению обучающихся разных категорий,
В-девятых, заявляет о необходимости развития служб школьной медиации в тандеме с ювенальной девиантологией в образовательных учреждениях, как альтернативного способа минимизации или полного разрешения нестандартных жизненных ситуаций,
В-десятых, рекомендует уделить должное внимание обучению психологов школ, социальных педагогов и школьных учителей, работников социальных учреждений и семей вопросам ранней диагностики «групп риска», а также современным, валидным методикам, применение которых могло бы способствовать коррекции поведения ребенка и созданию условий, необходимых для формирования полноценной личности,
В-одиннадцатых, заявляет о практической обоснованности и полезности духовно-нравственного и патриотического просвещения и воспитания молодого поколения в условиях актуальной ситуации общественного развития,
В-двенадцатых, рекомендует следующие как основные принципы профилактической работы с группами риска, позволяющие эффективно реализовывать превентивную практику детско-подростково-молодежных девиаций:
— Включение в учебный процесс основ информационной безопасности, уроков права, психологии,
— Систематическое проведение мероприятий (вебинаров, семинаров, тренингов), направленных на формирование позитивного мироощущения, образа «Я» и перспективы будущего, в том числе профессионального самоопределения,
— Регулярные беседы с родителями детей «группы риска»,
— Информирование подростков о принципах работы телефонов доверия психологических служб в системе образования, правоохранительных органов, создание кабинета анонимной социально-психологической и юридической помощи,
— Развитие детского, подросткового и молодежного движения, ученического и молодежного самоуправления,
— Вовлечение детей в систему кружков, клубов, секций: реализация лидерского и творческого потенциала,
— Проведение совместных с родителями мероприятий,
— Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы.
Участники III-го Международного Конгресса девиантологов считают, что укрепление межведомственного взаимодействия – главный показатель успеха в реализации системы профилактики девиантного поведения, правонарушений и криминальных проявлений подростков и молодежи.